Популяционно-генетические основы селекции (часть 1)

12-01-2012, 18:50

Хозяйственно-полезные и селекционируемые признаки. Хозяйственно-полезными признаками называют такие, которые прямо или косвенно имеют экономическую ценность в производстве продуктов животноводства. Например, настриг шерсти напрямую имеет экономическую ценность, а извитость шерсти трудно оценить в рублях. Однако последняя, будучи генетически связана с настригом шерсти, может влиять на его ценность.
Желательные хозяйственно-полезные признаки, которые требуется улучшить путем селекции, называются селекционируемыми. Селекционируемые признаки принято делить на две группы: количественные и качественные.
К количественным у овец относятся масса тела, настриг и длина шерсти, суточный прирост и многие другие, которые можно измерить. Эти признаки характеризуются непрерывной изменчивостью, т. е. в определенных пределах величина признака может принимать любые значения, между которыми нет резких или пороговых различий. Так, настриг шерсти может равняться 3,2 кг, 3,21 кг, 3,215 кг и т. д.
К качественным признакам относятся многоплодие, масть, рогатость или комолость, имеющие альтернативу (черное-белое) или пороговое значение (нет ягнят, один, два или три ягненка, но не 1,5 или 2,3 у одной матки). С другой стороны, с генетической точки зрения между количественными и качественными признаками нет принципиальной разницы. Более того, ряд признаков, которые фенотипически проявляются как качественные (многоплодие), или учитываются как качественные, например тонина шерсти в качествах, в своей основе являются количественными, поскольку обусловлены большим числом генов, как и все количественные признаки.
Современная теория селекции основана на популяционной генетике, а та, в свою очередь, использует методы математической статистики, или, как нередко говорят, биометрии. Что касается количественных признаков, то в этом случае в основе теории селекции лежат закономерности нормального распределения. В популяционной генетике используются следующие основные понятия и показатели.