История и развитие овцеводства

7-01-2012, 06:53

Предки современных овец и коз появились 2,5 млн. лет назад в раннем плейстоцене от антилопоподобных прародителей. Одомашнивание этих животных происходило за 9-10 тыс. лет до н.э. в Передней Азии. Овца - первое животное, упоминаемое в Библии. По времени приручения она является более древним домашним животным, чем собака.
Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в 7 000 г. до н. э. домашние овцы и козы превратились в главный источник мяса, шерсти, сала, шкур и молока для жителей Юго-Восточной Европы и Западной Азии.
Овцеводство и производство шерсти зародилось в Центральной Азии 10 000 лет тому назад, как только люди узнали, что овцы могут производить два жизненно важных продукта - еду и одежду.
Поэтому овцы могут считаться одними из первых помощников человеку, а прядение и вязание шерсти были одними из первых развившихся ремесел. Кроме того, что овцы были одними из первых одомашненных животных, они являлись животными, которых очень ценило человечество. Они давали не только шерсть для одежды, но также и шкуры для первобытных людей, которые укрывали их и давали им тепло, а также мясо и молоко.
Древние египтяне, вавилоняне, греки и евреи ткали и пряли шерсть в своих домах. Индустрия шерсти, как и многие другие, вначале развивалась как домашнее ремесло.
Овцеводство известно как самая ранняя пастбищная отрасль и часто упоминается в Старом Завете. Например, Авраам, глава рода в Старом Завете, процветал благодаря своим огромным отарам овец. Подданные короля Израиля платили налоги в зависимости от числа принадлежавших им баранов. В Библии Авель упоминается как «владелец овец», и звезду над Бетехемом первыми увидели именно пастухи. Овцеводство считалось сельскохозяйственным занятием, и первые отары служили средством обмена.
На Среднем Востоке жизнь пастухов находилась в зависимости от состояния овец и потому значительное количество аллегорий в той или иной степени связано именно с этими животными. Вот почему так легко объясним смысл таких выражений, как «Агнец», «Бог - мой пастырь», «Заблудший ягненок», «Жертвенный ягненок» и т. п. Образ ягненка отождествлялся с образом младенца, их крик одинаково «брал за сердце», и им уделялось тождественное внимание. Любой, живущий на земле, кто занимался выращиванием ягнят, испытывал глубокое огорчение, если с ними что-то случалось.
В Греции к овцам относились с завидным почтением. Им давали личные имена, и пастухи гордо подзывали к себе любимцев. Довольствуясь только набедренными повязками, зимой они укрывали овец шкурами, чтобы защитить их руна от неблагоприятной погоды.
Когда Рим был в расцвете славы, его богатые и утонченные граждане хвастали своими достижениями в производстве самой высококачественной шерсти в мире. Римляне построили камвольную фабрику в Винчестере в Англии примерно в 50 г. н.э. За овцами ухаживали с большой заботой и даже укрывали их одеялами, чтобы придать шерсти блеск и люстру. Часто шерсть открывали, расчесывали и смазывали редчайшими маслами, а зачастую смачивали вином. Избыточное поголовье обычно забивали в двухгодовалом возрасте, т.к. римляне считали, что руно имело наилучшие кондиции в этот период. Особую тогу - свободно ниспадающую верхнюю одежду - носили важные римские персоны, когда появлялись на людях; ее изготовляли из шерстяных тканей.
Домашние овцы появились практически у всех народов в древней истории, распространяясь по всему земному шару с ростом цивилизации. В течение многих веков овцеводы прилагали огромные старания в поисках методов повышения количества и улучшения качества производимой ими шерсти.