Значение ростовых веществ для бактериозов растений (часть 1)

3-12-2013, 21:15

Изучение действия ростовых веществ на микроорганизмы было начато еще в начале текущего столетия. Вильдье, а также Иде изучали действие ростовых веществ на дрожжи. Впоследствии для грибов эти вещества изучались Шопфером и другими исследователями. Вильде нашел, что если питательный раствор заражать очень небольшим количеством дрожжевых клеток, то брожение или не наступает, пли происходит очень медленно. Только после прибавления экстракта из дрожжей (не содержащих живых клеток) начиналось брожение, которое протекало нормально. Вещество, необходимое для роста дрожжей, Вильде назвал «биос». Кегль в 1932 г. приготовил из яичного желтка кристаллическое вещество, которое назвал биотином и которое в очень незначительных количествах действовало стимулирующим образом на рост дрожжевых клеток. Впоследствии, как известно, ростовые вещества были найдены в разных растениях (гетероауксины) и испытаны были на очень многих микроорганизмах. Таким образом, не только в дрожжевом экстракте, но и в различных других материалах (экстрактах) растительного и животного происхождения были найдены вещества, стимулирующие рост микроорганизмов. Они были найдены в отварах соломы из-под пшеницы, в картофеле, в моркови, даже в различных питательных веществах, приготовленных из растений (в сахаре, в меляссе), а также в яичном белке и в экстрактах из других микроорганизмов, например из азотобактера.
С открытием витаминов стали изучать влияние и этих веществ на микроорганизмы, так как их действие часто было сходно с действиями ростовых веществ.
Ростовые вещества действовали стимулирующим образом на развитие различных микроорганизмов: дрожжей, клубеньковых бактерий, азотобактера, а также разных фитопатогенных бактерий и грибов. Мак-Интайр, Райкер и Петерсон установили, что В. tumefaciens реагирует на прибавление ростовых веществ и витаминов только в определенных комбинациях с разными аминокислотами. Семенюк нашел, что рост (Diplodia zeae) стимулируется прибавлением экстрактов картофеля, моркови, кукурузы и овсяной муки. Наибольший же рост был получен при добавлении тиомочевины. Автор считает, что в экстракте стимуляторами были не витамины, так как эти последние в специальных опытах не обладали стимулирующими свойствами. Интересно, что прибавление упомянутых веществ усиливало у гриба образование пикнидий, что очень важно для его диагностики.
Дефаго полагает, что заражение растений грибами Tilletia tritici, а также Cercosporella herpotrichoides происходит при участии в этих растениях гетероауксина и анейрина (витамин B1). Рост указанных грибов в сильной степени зависел от ростовых веществ и от витамина. Автор пытается даже объяснить иммунитет некоторых растений недостатком в них упомянутых веществ. Сухоруков также показал, что устойчивость разных сортов моркови к Sclerotinia Libertiana при хранении зависит от количества в растениях биоса. У сортов Грибовский 145 и Валерия было найденo очень мало биоса, и эти сорта были устойчивы против болезни. Сорта Нантская и Геранда отличались большим содержанием витамина и соответственно этому они были неустойчивы.