Образование семян (часть 1)
6-09-2013, 12:45
«...Процесс построения плодов, то есть собственно семян, растением, есть самый трудный и самый важный период жизни организма, в течение которого большая часть остальных функций жизненного процесса растения или временно останавливаются совсем или сильно замедляются в своих отправлениях» (И.В. Мичурин).
Оплодотворенная завязь становится физиологически активной. По новейшим исследованиям, это в известной мере вызывается воздействием на завязь пыльцы и пыльцевых трубок, которые выделяют в окружающую среду сложный набор различных ферментов, витаминов, ауксинов и других физиологически активных веществ.
Как указывалось выше, в результате двойного оплодотворения после слияния одного спермия с ядром яйцеклетки начинается развитие зародыша, а от слияния второго спермия с центральным ядром зародышевого мешка образуется эндосперм.
В начале развития семени рост эндосперма опережает рост зародыша. Кроме того, низкие температуры после оплодотворения (5—15°), так же как и высокие (30—40°), сильнее задерживают рост и развитие зародыша, чем рост и развитие эндосперма. Эндосперм — важнейший источник питания зародыша как в процессе формирования семени, так и в дальнейшем, при его прорастании. У зерна хлебов на ранних этапах развития образующийся эндосперм питает молодой зародыш.
Эндосперм возникает после оплодотворения и семенах каждого покрытосемянного растения, но дальнейшая его судьба складывается различно. Зрелые зерна хлебов (рис. 6), семена клещевины и другие имеют хорошо развитый эндосперм, где отложены основные запасы питательных веществ. У многих растений в зрелом семени эндосперм отсутствует, так как его использует зародыш в процессе своего развития. Это наблюдается, например, в семенах бобовых (рис. 7), у которых запасные питательные вещества отложены в семядолях — в первичных листьях зародыша. Существуют также растения (гречиха) с семенами, к которых запасные питательные вещества находятся и в семядолях и в сохраняющемся эндосперме (рис. 8).
Величина и степень дифференцированности зародыша в семенах разных видов растений резко различны. Для определения размеров зародыша Мартин дает пять групп: 1) зародыш менее семени; 2) более 3) более 1/2; 4) более 3/4 и 5) зародыш заполняет все семя (цитирую по Крокеру).
Оплодотворенная завязь становится физиологически активной. По новейшим исследованиям, это в известной мере вызывается воздействием на завязь пыльцы и пыльцевых трубок, которые выделяют в окружающую среду сложный набор различных ферментов, витаминов, ауксинов и других физиологически активных веществ.
Как указывалось выше, в результате двойного оплодотворения после слияния одного спермия с ядром яйцеклетки начинается развитие зародыша, а от слияния второго спермия с центральным ядром зародышевого мешка образуется эндосперм.
В начале развития семени рост эндосперма опережает рост зародыша. Кроме того, низкие температуры после оплодотворения (5—15°), так же как и высокие (30—40°), сильнее задерживают рост и развитие зародыша, чем рост и развитие эндосперма. Эндосперм — важнейший источник питания зародыша как в процессе формирования семени, так и в дальнейшем, при его прорастании. У зерна хлебов на ранних этапах развития образующийся эндосперм питает молодой зародыш.
Эндосперм возникает после оплодотворения и семенах каждого покрытосемянного растения, но дальнейшая его судьба складывается различно. Зрелые зерна хлебов (рис. 6), семена клещевины и другие имеют хорошо развитый эндосперм, где отложены основные запасы питательных веществ. У многих растений в зрелом семени эндосперм отсутствует, так как его использует зародыш в процессе своего развития. Это наблюдается, например, в семенах бобовых (рис. 7), у которых запасные питательные вещества отложены в семядолях — в первичных листьях зародыша. Существуют также растения (гречиха) с семенами, к которых запасные питательные вещества находятся и в семядолях и в сохраняющемся эндосперме (рис. 8).
Величина и степень дифференцированности зародыша в семенах разных видов растений резко различны. Для определения размеров зародыша Мартин дает пять групп: 1) зародыш менее семени; 2) более 3) более 1/2; 4) более 3/4 и 5) зародыш заполняет все семя (цитирую по Крокеру).