Размещение опыта на участке (часть 1)

1-10-2011, 11:15

После выбора и подготовки участка для закладки полевого опыта с целью уменьшения различий в исходном плодородии почвы необходимо правильно расположить варианты на местности, оптимально разместить делянки, установить их величину и форму, определить повторность опыта. Число вариантов в опыте определяется целью и задачей исследований. С увеличением числа вариантов значительно возрастает площадь, занятая опытом, следовательно, увеличивается пестрота почвенного плодородия, а точность исследования снижается.
В схеме полевого опыта должно содержаться минимальное количество вариантов, обеспечивающее решение поставленной задачи. Оптимальным следует считать 12—16 вариантов, дальнейшее увеличение их в схеме существенно осложняет методику постановки опыта.
Даже при самом тщательном выборе и подготовке участка к закладке полевого опыта невозможно избежать влияния пестроты почвенного плодородия. Чтобы полнее охватить его неоднородность и получить более точные средние урожаи по вариантам, а также установить степень достоверности прибавок сравниваемых вариантов, необходимо одноименные делянки равномерно размещать на территории участка, создавая повторность в пространстве.
Повторение опыта в течение ряда лет (2—3 года для краткосрочных опытов) обеспечит его повторность во времени, так как эффективность изучаемого фактора, его действие и последействие в значительной степени будут определяться метеорологическими условиями.
Средние урожаи, полученные с одинаковых делянок, всегда будут более точными, т. е. ближе к истинным величинам, чем урожаи с отдельных делянок, так как случайные ошибки опыта, вызывающие отклонения величины урожаев одноименных делянок, при наличии повторения взаимно погашаются. Повторность в опыте дает представление о пестроте почвенного плодородия и ее влиянии на урожай с одноименных делянок.
Таким образом, повторность опыта в пространстве и во времени дает возможность получить не только надежные и математически достоверные выводы, но и информацию о длительности последействия изучаемого фактора (удобрений), его зависимость от погодных условий.