Учение об инфекции (часть 3)

3-12-2013, 20:04

Таких случаев можно было бы привести еще больше, но п этих достаточно, чтобы убедиться, что «неточность в употреблении всех этих обозначений сама по себе свидетельствует о беспредельном разнообразии типов паразитических отношений, которые не могут быть с исчерпывающей полнотой охарактеризованы каким-либо одним определением».
Гойман также считает, что все разнообразие паразитических разнообразий не может быть охарактеризовано каким-нибудь одним понятием.
Понятия патогенные и сапрофитные бактерии также трудно поддаются определению, как и другие понятия. Гойман под патогенностью понимает «способность возбудителя причинять вред своему хозяину и побуждать его к патологическим реакциям (нарушение нормальной формы растения или расстройство его функций)». Определение по существу правильное, но необходимо оговорить, что резкой разницы между патогенными бактериями и сапрофитами нет.
К явлению патогенности и сапрофитизма присоединяется еще фактор влияния внешних условий, при изменении которых иногда патогенные бактерии могут стать сапрофитами и обратно. Например, известно, что если курицу заразить бактериями сибирской язвы, то она заболеет только в том случае с симптомами сибирской язвы (опыт Пастера), если тело ее охладить, поставив ее ноги в холодную воду. Из области бактериальных болезней растений можно привести примеры появления бактериоза, например ожога цитрусовых (возбудитель Ps. citriputeale), при ослаблении растений в результате понижения температуры осенью и зимой (летом заболевание не наблюдается). При температуре выше 32° на растениях томатов не образуются опухоли от В. tumefaciens даже при заражении растении вирулентными формами этих бактерий. Таким образом, во всех этих случаях заведомо патогенные и вирулентные бактерии не вызывают заболевания из-за несоответствия внешних условий.
Иногда возникают сомнения, к чему отнести тот или иной материал, к области инфекции или иммунитета, так как действительно многие вопросы стоят очень близко друг к другу. Поэтому мы взяли за правило следующее положение. Если мы в излагаемом материале более обращаем внимания на микроорганизмы (токсин, вирулентность, эпифитные бактерии и многое другое), то это мы относим в область учения об инфекции; если же мы более обращаем внимания на растение и на реакции его по отношению к внедрившемуся микроорганизму, то этот материал относим в область иммунитета растения. Однако и этот принцип мы должны признать условным, так как в некоторых случаях материал может быть упомянут и в том н в другом отделе, например опыты Ноэль Бернарда о заражении проростков орхидей грибами Rhizoctonia или образование иммунитета у бобовых растений к клубеньковым бактериям и некоторые другие.