История изучения бактериозов растений в СССР (часть 5)

3-12-2013, 20:01

В 1925 г. впервые в СССР изолирована из картофеля культура Ps. xanthochlora и разработан простой метод быстрого определения устойчивости сортов картофеля к бактериозу. Бельтюкова впервые в СССР выделила С. sepedonicum и изучила культуральные морфологические биохимические, серологические свойства этой бактерии и действие па нее самых разнообразных антимикробных веществ. Бельтюкова изучила также явление бактериофагии при бактериозах картофеля; получен ряд бактериофагов: В. solanivorum, Erw. phytophthora, Ps. fluorescens liquefac, B. brassicae acidae, Ps. xanthochlora, Вас. mycoides и Вас. subtilis H изучены их свойства: специфичность, отношение к температуре, pH среды, солнечному свету, высушиванию (впервые в истории бактериофагии), а также способность сохраняться во времени. В лабораторных опытах с возбудителем черной ножки было обнаружено, что бактериофаг может быть профилактическим фактором. Было также установлено, что позеленение клубней под влиянием света (светозакалка) способствует значительному повышению устойчивости клубней картофеля к гнилям.
Исследованиями Н.Г. Холодного и К.И. Бельтюковой был установлен новый фактор изменчивости бактерий—возбудителей бактериальных заболеваний картофеля—фитогормоны. Выявлены новые антибиотики (эфиры тиосульфокислот), оказывающие высокое антибактериальное действие на возбудителей бактериозов картофеля и снижающие количество пораженных кустов при предпосевной обработке клубней этими веществами.
Многие бактериальные болезни поражают томаты. К числу их относятся бактериальное увядание, черная ножка, черная бактериальная пятнистость и гниль плодов. Однако наибольший вред этой культуре приносит бактериальный рак (БРТ), являющийся карантинным объектом. Много внимания этому заболеванию уделили В.П. Израильский и З.С. Артемьева. Артемьева впервые в СССР изолировала С. micliiganense и путем окраски тканей томатов по Граму значительно сократила время анализов растений на бактериальный рак и этим дала возможность постановки широких анализов по БРТ, проведенных по всему СССР Центральной карантинной лабораторией. В Белорусской академии наук по БРТ работал Ровдо. Много исследований по изучению БРТ выполнила Е.А. Осницкая. К.Н. Яцынина вывела устойчивые к БРТ сорта томатов. Подробные и разнообразные исследования БРТ в условиях Армении провела Р.М. Галачьян. На основании изучения биологических особенностей возбудителя БРТ и его распространенности разработана хорошо обоснованная система мероприятий борьбы с этим заболеванием.
В 1953—1956 гг. К.И. Бельтюкова, Е.Я. Рашба и М.Д. Куликовская разработали высокоэффективный метод борьбы с бактериозами томатов с помощью предпосевной обработки семян антибиотиком аренарином.
Черная бактериальная пятнистость томатов, вызываемая X. vesicatoria, еще мало изучена в пределах СССР. Она была отмечена К.Н. Яцыниной в Южном Казахстане, О.И. Барской в ряде районов СССР, В.И. Взоровым и А.И. Серебряковым на Северном Кавказе и Е.К. Бурыхиной в Алтайском крае. На территории УССР черная бактериальная пятнистость была обнаружена в 1944 г. К.И. Бельтюковой. С 1953—1956 гг. проводилось изучение действия различных антибиотиков из грибов, высших растений и синтетических препаратов на штаммы X. vesicatoria (Бельтюкова).
В 1949 г. появилась работа М.В. Горленко и И.В. Воронкевпч о возбудителях черной бактериальной пятнистости. Что касается вершинной гнили плодов томатов, известной у нас еще с начала двадцатого столетия, то на причину ее возникновения имеются две точки зрения. Одни авторы считают, что это заболевание вызывается бактериями, другие полагают, что болезнь возникает в результате нерегулярного полива, в связи с чем происходит отмирание клеток на вершине плода, бактерии же играют второстепенную роль.
Из бактериозов капусты исследовались главным образом сосудистый и слизистый. Сосудистый бактериоз, вызываемый X. campestris, был довольно подробно изучен в УССР Ф.И. Гордиенко, им была предложена система мер борьбы с этой болезнью. В Институте микробиологии АН УССР испытывалась антибактериальная активность антибиотиков и фитонцидов на X. campestris, проводились опыты по применению эффективных антибактериальных веществ в борьбе с сосудистым бактериозом, изучалась устойчивость набора сортов капусты к этому бактериозу с выяснением роли фитонцидов, содержащихся в этих сортах.
Слизистый бактериоз капусты, отмеченный впервые Гордиенко в 1940 г., изучался позднее М.В. Горленко и И.В. Воронкевич. Эти авторы установили возбудителей этого заболевания: Erw. aroideae и Erw. carotovora. Была также исследована способность этих бактерий сохраняться в растительных остатках, особенно в кочерыге, и постепенно отмирать в почве.
Л.П. Старыгина и Н.А. Шишелова выделили и изучили возбудителей загнивания семенников капусты Вас. polymyxa u Erw. carotovora.
Очень небольшое количество исследований посвящено изучению бактериозов цветной капусты. Известна работа И.П. Жаворонковой, наблюдавшей появление темных пятен на разных органах капусты в Ленинградской области и выделившей возбудителя их Ps. maculicola. С 1956 г. изучение бактериозов цветной капусты на территории УССР проводит С.С. Сидоренко. Она установила на цветной капусте четыре бактериальных заболевания: пятнистость листьев и головок, поражение сосудистых пучков, недоразвитость и побуренне цветоносов и мокрую гниль, выделив при этом соответствующих бактерий-возбудителей.