Уборка и кагатирование свеклы
19-12-2016, 10:56
Заботы о хранении свеклы начинаются уже при ее уборке. Порядок уборки, план ее намечаются в зависимости от зрелости свеклы на отдельных полях: более зрелую свеклу убирают раньше.
При уборке прилагают все усилия, чтобы не допускать потери влаги свеклой и увядания ее. Поэтому, если нет возможности немедленно вывезти убранную свеклу, то необходимо укрывать ее матами или ботвой, не оставляя на открытом воздухе на солнце.
Лучше же всего, как правило, вывозить убранную свеклу без промедлений или на сахарный завод, или на свеклопункт при станции железной дороги.
Свеклокомбайн позволяет вести уборку свеклы тремя способами.
1. Самый старый способ и все еще распространенный состоит в том, что свеклу из бункера комбайна выбрасывают периодически кучками. После доочистки вручную ее грузят в автомашины при помощи свеклопогрузчиков. Получается хорошо очищенная свекла, но велика затрата труда.
2. Поточный способ уборки, о котором уже было упомянуто выше: свекла поступает из свеклокомбайна в автомашину, идущую рядом с комбайном, и немедленно отправляется на свеклоприемный пункт. Никакой доочистки нет. Кроме того, при уборке свеклы этим методом требуется большое число автомашин, чтобы свеклокомбайн мог работать без задержек.
3. Перевалочный способ уборки: свекла из комбайна подается в автомашину, но она отвозит ее лишь на площадку у края дороги и отсюда при помощи свеклопогрузчиков свеклу грузят в автомашины, доставляющие ее на свеклопункты.
Возможны и комбинации поточного и перевалочного способов.
Итак, главные правила при уборке свеклы сводятся к следующему: 1) не повреждать свеклу; 2) предотвращать нагревание и увядание; 3) определять степень пригодности ее для хранения.
При возке свеклы необходимо также заботиться о том, чтобы не наносить ей ранений; укрывать свеклу матами, чтобы предохранить ее от увядания; не смешивать свеклу различного качества.
Свеклу вывозят или непосредственно на сахарный завод, или на свеклозаготовительный пункт, размещенный при станции железной дороги. Здесь свеклу тщательно осматривают и определяют, годится ли она для длительного или лишь для кратковременного хранения либо же она должна быть немедленно направлена в переработку (дефектная). Принимаемую свеклу взвешивают на автомобильных весах и направляют сообразно ее качеству в соответствующий кагат для укладки.
При транспортировке свеклы весьма трудоемкими работами являются погрузка ее в автомашины и погрузка из кагата на свеклопункте в железнодорожные вагоны. В настоящее время уже широко используются механические погрузчики, за изобретение их некоторые авторы удостоены государственных премий.
Для погрузки свеклы в автомашины применяют автопогрузчик системы М.Д. Обрывко (рис. 17), смонтированный на автомашине. Часть машины — забрасыватель свеклы — состоит из широких граблей, которые выдвигаются, опускаются на кучу свеклы, подгребают ее и забрасывают в приемник автопогрузчика. Особыми движущимися пальцами свекла сгребается на наклонный прутчатый конвейер, откуда попадает на второй конвейер, передающий ее в сторону, в кузов двигающейся рядом автомашины.
В настоящее время на том же принципе создан и работает ряд более совершенных автопогрузчиков. В некоторых из них (например, СОТ-40) введены еще особые шнеки, отделяющие от свеклы загрязняющую ее землю.
Для погрузки свеклы из кагатов в вагоны применяют тракторную лопату (рис. 18) системы В. А. Новикова и Н.М. Кичигина, смонтированную на тракторе. Двигаясь вперед, трактор врезает опущенную до земли лопату 1 в кагат. Когда лопата заполнена свеклой, ее поднимают в положение 2, трактор двигается задним ходом к железнодорожной линии. Затем лопата ставится в наклонное положение 3, и свекла высыпается в вагон. Каждый раз лопата захватывает около 2 т свеклы; в час она может погрузить 100—200 т свеклы. Очень удобны для погрузки свеклы также грейферные краны на гусеничном ходу.
Кагатирование свеклы. Кагатами называются длинные кучи трапецеидального сечения, в которые укладывают свеклу для хранения. Для длительного хранения укладывают свеклу лишь после 1 октября; раньше этого срока температура воздуха еще слишком высока и уложенная теплая свекла энергично дышит и плохо сохраняется. При прежней немеханизированной укладке (вручную) ширина кагата (рис. 19) была равна у основания 10—12 м, высота— 1,5—2,5 м.
В настоящее время при машинной укладке высота кагатов достигает 3—5 м.
До 1 октября погода еще теплая, поэтому необходимо принимать меры к возможному охлаждению свеклы по ночам через верхнюю поверхность кагата (днем ее укрывают соломенными матами для защиты от солнца и тепла).
По мере укладки кагат немедленно укрывают с боков матами, чтобы снизить циркуляцию воздуха и не допустить увядания свеклы.
Южную и западную стороны кагатов осенью во время жаркой погоды белят густым известковым молоком для отражения солнечных лучей.
С наступлением осенних заморозков кагаты укрывают с боков уже землей слоем от 25 и до 50 см, чтобы предотвратить замерзание свеклы. Сверху кагаты обычно укрывают соломенными матами (длиной 2 м, шириной 1—1,5 м и толщиной по шву 3—4 см; вяжут их шпагатом). Цель укрывания матами, как и землей, двоякая: осенью, пока тепло, они предохраняют свеклу от нагревания лучами солнца и теплым воздухом; зимой же — предотвращают промерзание.
Осенью при укрытии кагата матами средняя температура в нем обычно ниже средней температуры наружного воздуха. Для этого укрывают низкие кагаты матами днем и, наоборот, свертывают и убирают их на ночь, чтобы дать прохладному ночному воздуху доступ в кагаты. В пасмурную прохладную погоду кагаты оставляют открытыми и днем. Чем больше снизится температура свеклы, тем меньше опасность развития микроорганизмов.
В дождливую погоду свеклу всегда укрывают, так как влага вызывает развитие плесени и порчу свеклы. Чтобы дать сток влаге и предохранить кагат от затеков воды, верхнюю поверхность кагата делают несколько выпуклой (подъем 1/15 ширины верхней площадки). Маты располагают так, чтобы стебли соломы лежали не вдоль, а поперек кагата и по ним легко стекали капли воды. Над боковыми слоями земли маты укладывают так, чтобы они немного свисали через край кагата. Для отвода влаги и предупреждения подтекания ее под кагат большое значение имеют также канавки, устраиваемые вдоль кагатов (земля, получающаяся при рытье канавок, идет на укрытие боковых сторон кагата).
Зимой кагаты укрывают матами возможно плотнее, в два слоя, чтобы предотвратить замерзание свеклы. Для большей плотности укрытия маты кладут внахлестку, а не впритык. Раскрывают маты зимой лишь в исключительных случаях — для удаления гнезд загнившей свеклы. Выпадающий зимой снег прикрывает маты слоем, который тоже предохраняет свеклу от промерзания; однако если наступает оттепель и снег начинает таять, то его необходимо сгрести с матов, чтобы вода от таящего снега не попала внутрь кагата.
Кагаты свеклы располагают на предназначенном для них кагатном поле, которое должно быть заранее подготовлено. Летом кагатное поле не следует использовать под огороды, так как на овощах развиваются именно те микроорганизмы, которые потом могут вредить свекле при ее хранении. К осени поле вспахивают, боронуют, укатывают и дезинфицируют известью (2 т извести на 1 га). Устраивают также канавы для стока воды. Заранее производят планировку будущих кагатов и дорог для подвоза свеклы. Кагаты располагают по длине с севера на юг, чтобы холодный северный ветер не ударял в боковые стороны кагатов. Кагаты удобно располагать попарно, оставляя между каждым кагатом одной пары промежуток в 3—5 м, а между двумя соседними парами кагатов — 5—7 м (для удобного проезда).
При уборке прилагают все усилия, чтобы не допускать потери влаги свеклой и увядания ее. Поэтому, если нет возможности немедленно вывезти убранную свеклу, то необходимо укрывать ее матами или ботвой, не оставляя на открытом воздухе на солнце.
Лучше же всего, как правило, вывозить убранную свеклу без промедлений или на сахарный завод, или на свеклопункт при станции железной дороги.
Свеклокомбайн позволяет вести уборку свеклы тремя способами.
1. Самый старый способ и все еще распространенный состоит в том, что свеклу из бункера комбайна выбрасывают периодически кучками. После доочистки вручную ее грузят в автомашины при помощи свеклопогрузчиков. Получается хорошо очищенная свекла, но велика затрата труда.
2. Поточный способ уборки, о котором уже было упомянуто выше: свекла поступает из свеклокомбайна в автомашину, идущую рядом с комбайном, и немедленно отправляется на свеклоприемный пункт. Никакой доочистки нет. Кроме того, при уборке свеклы этим методом требуется большое число автомашин, чтобы свеклокомбайн мог работать без задержек.
3. Перевалочный способ уборки: свекла из комбайна подается в автомашину, но она отвозит ее лишь на площадку у края дороги и отсюда при помощи свеклопогрузчиков свеклу грузят в автомашины, доставляющие ее на свеклопункты.
Возможны и комбинации поточного и перевалочного способов.
Итак, главные правила при уборке свеклы сводятся к следующему: 1) не повреждать свеклу; 2) предотвращать нагревание и увядание; 3) определять степень пригодности ее для хранения.
При возке свеклы необходимо также заботиться о том, чтобы не наносить ей ранений; укрывать свеклу матами, чтобы предохранить ее от увядания; не смешивать свеклу различного качества.
Свеклу вывозят или непосредственно на сахарный завод, или на свеклозаготовительный пункт, размещенный при станции железной дороги. Здесь свеклу тщательно осматривают и определяют, годится ли она для длительного или лишь для кратковременного хранения либо же она должна быть немедленно направлена в переработку (дефектная). Принимаемую свеклу взвешивают на автомобильных весах и направляют сообразно ее качеству в соответствующий кагат для укладки.
При транспортировке свеклы весьма трудоемкими работами являются погрузка ее в автомашины и погрузка из кагата на свеклопункте в железнодорожные вагоны. В настоящее время уже широко используются механические погрузчики, за изобретение их некоторые авторы удостоены государственных премий.
Для погрузки свеклы в автомашины применяют автопогрузчик системы М.Д. Обрывко (рис. 17), смонтированный на автомашине. Часть машины — забрасыватель свеклы — состоит из широких граблей, которые выдвигаются, опускаются на кучу свеклы, подгребают ее и забрасывают в приемник автопогрузчика. Особыми движущимися пальцами свекла сгребается на наклонный прутчатый конвейер, откуда попадает на второй конвейер, передающий ее в сторону, в кузов двигающейся рядом автомашины.
В настоящее время на том же принципе создан и работает ряд более совершенных автопогрузчиков. В некоторых из них (например, СОТ-40) введены еще особые шнеки, отделяющие от свеклы загрязняющую ее землю.
Для погрузки свеклы из кагатов в вагоны применяют тракторную лопату (рис. 18) системы В. А. Новикова и Н.М. Кичигина, смонтированную на тракторе. Двигаясь вперед, трактор врезает опущенную до земли лопату 1 в кагат. Когда лопата заполнена свеклой, ее поднимают в положение 2, трактор двигается задним ходом к железнодорожной линии. Затем лопата ставится в наклонное положение 3, и свекла высыпается в вагон. Каждый раз лопата захватывает около 2 т свеклы; в час она может погрузить 100—200 т свеклы. Очень удобны для погрузки свеклы также грейферные краны на гусеничном ходу.
Кагатирование свеклы. Кагатами называются длинные кучи трапецеидального сечения, в которые укладывают свеклу для хранения. Для длительного хранения укладывают свеклу лишь после 1 октября; раньше этого срока температура воздуха еще слишком высока и уложенная теплая свекла энергично дышит и плохо сохраняется. При прежней немеханизированной укладке (вручную) ширина кагата (рис. 19) была равна у основания 10—12 м, высота— 1,5—2,5 м.
В настоящее время при машинной укладке высота кагатов достигает 3—5 м.
До 1 октября погода еще теплая, поэтому необходимо принимать меры к возможному охлаждению свеклы по ночам через верхнюю поверхность кагата (днем ее укрывают соломенными матами для защиты от солнца и тепла).
По мере укладки кагат немедленно укрывают с боков матами, чтобы снизить циркуляцию воздуха и не допустить увядания свеклы.
Южную и западную стороны кагатов осенью во время жаркой погоды белят густым известковым молоком для отражения солнечных лучей.
С наступлением осенних заморозков кагаты укрывают с боков уже землей слоем от 25 и до 50 см, чтобы предотвратить замерзание свеклы. Сверху кагаты обычно укрывают соломенными матами (длиной 2 м, шириной 1—1,5 м и толщиной по шву 3—4 см; вяжут их шпагатом). Цель укрывания матами, как и землей, двоякая: осенью, пока тепло, они предохраняют свеклу от нагревания лучами солнца и теплым воздухом; зимой же — предотвращают промерзание.
Осенью при укрытии кагата матами средняя температура в нем обычно ниже средней температуры наружного воздуха. Для этого укрывают низкие кагаты матами днем и, наоборот, свертывают и убирают их на ночь, чтобы дать прохладному ночному воздуху доступ в кагаты. В пасмурную прохладную погоду кагаты оставляют открытыми и днем. Чем больше снизится температура свеклы, тем меньше опасность развития микроорганизмов.
В дождливую погоду свеклу всегда укрывают, так как влага вызывает развитие плесени и порчу свеклы. Чтобы дать сток влаге и предохранить кагат от затеков воды, верхнюю поверхность кагата делают несколько выпуклой (подъем 1/15 ширины верхней площадки). Маты располагают так, чтобы стебли соломы лежали не вдоль, а поперек кагата и по ним легко стекали капли воды. Над боковыми слоями земли маты укладывают так, чтобы они немного свисали через край кагата. Для отвода влаги и предупреждения подтекания ее под кагат большое значение имеют также канавки, устраиваемые вдоль кагатов (земля, получающаяся при рытье канавок, идет на укрытие боковых сторон кагата).
Зимой кагаты укрывают матами возможно плотнее, в два слоя, чтобы предотвратить замерзание свеклы. Для большей плотности укрытия маты кладут внахлестку, а не впритык. Раскрывают маты зимой лишь в исключительных случаях — для удаления гнезд загнившей свеклы. Выпадающий зимой снег прикрывает маты слоем, который тоже предохраняет свеклу от промерзания; однако если наступает оттепель и снег начинает таять, то его необходимо сгрести с матов, чтобы вода от таящего снега не попала внутрь кагата.
Кагаты свеклы располагают на предназначенном для них кагатном поле, которое должно быть заранее подготовлено. Летом кагатное поле не следует использовать под огороды, так как на овощах развиваются именно те микроорганизмы, которые потом могут вредить свекле при ее хранении. К осени поле вспахивают, боронуют, укатывают и дезинфицируют известью (2 т извести на 1 га). Устраивают также канавы для стока воды. Заранее производят планировку будущих кагатов и дорог для подвоза свеклы. Кагаты располагают по длине с севера на юг, чтобы холодный северный ветер не ударял в боковые стороны кагатов. Кагаты удобно располагать попарно, оставляя между каждым кагатом одной пары промежуток в 3—5 м, а между двумя соседними парами кагатов — 5—7 м (для удобного проезда).