Скорость вспашки

9-08-2011, 18:12

Высокое качество вспашки можно получить при определенной скорости движения трактора. Качество рыхления и крошения почвы улучшается при увеличении скорости агрегата, но при этом наблюдается беспорядочная укладка пластов почвы, резко увеличивается распыление почвы, особенно слегка пересохшей. При малой скорости обработки ухудшается крошение пласта и увеличивается количество крупных глыб. От скорости движения агрегата зависит полнота заделки растительных остатков. Отклонения как в сторону замедления, так и в сторону ускорения пахоты приводят к неполной заделке органики. Наилучшие показатели наблюдаются при скорости вспашки стандартными корпусами 5,4—5,8 км/ч. Скорость при обработке спелой почвы допускается до 7 км/ч, а пересохшей — до 5 км/ч. Это расчетные скорости, а в действительности они еще меньше. Современные тракторы двигаются при вспашке со скоростью 3,5—5 км/ч и такая тихоходность агрегатов очень невыгодна для сельского хозяйства, особенно потому, что на проведение вспашки отводятся кратчайшие сроки. Исследования показывают полную возможность и агротехническую целесообразность применения повышенных скоростей как при вспашке, так и при проведении других приемов обработки почвы. Установлено, что с повышением скорости обработки ее можно начинать при несколько большей влажности почвы.
Возможность достижения высокого качества обработки почвы при более высокой ее влажности в свою очередь позволяет сохранить от испарения легкодоступную для растений влагу. Здесь же открываются возможности некоторого снижения тяговых усилий при обработке почвы, ибо минимальное удельное сопротивление почвы приходится обычно на область влажности, соответствующей состоянию физической спелости почвы. Дополнительное количество воды, которое может сохраниться в почве при более ранней ее обработке, составляет до 150 м3/га, что бывает совершенно необходимо для получения дружных всходов сельскохозяйственных культур. В связи с этим показатели «спелости» почвы, т. е. ее готовности к обработке, находятся в динамической зависимости от скорости вспашки.
Распространенные марки плугов дают улучшение качества обработки и экономию горючего при увеличении скорости до определенного предела. Однако уже при скорости 8 км/ч происходит сильное отбрасывание пласта, плохое его оборачивание, недостаточная заделка растительных остатков, распыление почвы. При движении со скоростью 10—12 км/ч почва начинает «фонтанировать», т. е. пласты оборачиваются на 360°.
Для повышения производительности труда при вспашке имеется 2 пути решения задачи: увеличение ширины захвата обрабатывающих орудий и повышение скорости движения агрегата. Увеличение ширины захвата сокращает число проходов, часы работы. Но каждый корпус прибавляет более 100 кг к массе плуга. Для перемещения многокорпусных широко-захватных плугов необходимо увеличить массу и мощность тракторов, что значительно снижает экономический эффект, получаемый от выигрыша времени. Орудия с большой шириной захвата плохо копируют поверхность поля, в результате качество обработки ухудшается. Кроме того, тяжелые тракторы чрезмерно уплотняют почву. Следовательно, применение широкозахватных орудий не самый лучший путь решения задачи, и сегодня конструкторы всего мира ищут способы увеличения рабочей скорости плуга. Это не простая задача. Расчеты показывают, что для вспашки необходимо создать конструкции, способные давать высокое качество обработки при скорости 10—12 км/ч. Скоростной трактор должен работать с принципиально новыми орудиями. В настоящее время создаются скоростные плуги, которые имеют уменьшенные по длине и увеличенные по высоте отвалы с более острым углом наклона к борозде, роликовые плуги и т. п.