Конституция и экстерьер (часть 1)
23-01-2012, 16:21
Конституция — это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, определяющих норму его реакции на воздействия внешней среды. Понятие конституции исходит из представления о целостности организма, о наличии определенных свойств, которые могут быть использованы для обобщающей характеристики организма как единого целого и в то же время позволяющих объединить отдельные особи в группы со сходными специфичными для них качествами.
Конституция как конечный результат развития организма в конкретных условиях определяется наследственными возможностями, реализованными в этих условиях. В иных условиях реализация того же генотипа получила бы другое выражение. Вместе с тем пределы фенотипических вариаций также зависят от генотипа.
При интенсификации животноводства резко возрастает значение способности животных адаптироваться к шуму механизмов, скученности содержания, к интенсивному использованию вообще. В этом смысле повышается и важность оценки конституции как особого свойства живого существа индивидуально реагировать на любой вид раздражения, с которым соприкасается организм. Это означает, что способ, форма и интенсивность реагирования животных на воздействия окружающей среды (чаще всего в форме шумовой, тепловой, нервной, транспортной или любой другой нагрузки) позволяют оценить животное по его адаптационным способностям. Такие нагрузки можно нормировать, например путем инъекции определенного количества гормона со специфическим действием, или измерить путем учета потерь живой массы животных, например во время транспортировки или в жаркое время дня. Следовательно, такой метод изучения конституции позволяет дифференцировать животных и его можно использовать в качестве дополнительного критерия отбора. Целесообразность отбора животных с крепкой конституцией, оцененной по реакции на те или иные нагрузки, подтверждается определенной связью адаптационных способностей животных с продуктивностью. Так, в ряде отечественных и зарубежных исследований установлена положительная корреляция (r = +0,3-0,4) между потерями живой массы животных во время транспортировки и затратами кормов на единицу прироста живой массы. С другой стороны, животные, отличавшиеся высокими среднесуточными приростами, значительно меньше теряли живую массу во время перевозки на автотранспорте (r = —0,42-0,51).
Конституция как конечный результат развития организма в конкретных условиях определяется наследственными возможностями, реализованными в этих условиях. В иных условиях реализация того же генотипа получила бы другое выражение. Вместе с тем пределы фенотипических вариаций также зависят от генотипа.
При интенсификации животноводства резко возрастает значение способности животных адаптироваться к шуму механизмов, скученности содержания, к интенсивному использованию вообще. В этом смысле повышается и важность оценки конституции как особого свойства живого существа индивидуально реагировать на любой вид раздражения, с которым соприкасается организм. Это означает, что способ, форма и интенсивность реагирования животных на воздействия окружающей среды (чаще всего в форме шумовой, тепловой, нервной, транспортной или любой другой нагрузки) позволяют оценить животное по его адаптационным способностям. Такие нагрузки можно нормировать, например путем инъекции определенного количества гормона со специфическим действием, или измерить путем учета потерь живой массы животных, например во время транспортировки или в жаркое время дня. Следовательно, такой метод изучения конституции позволяет дифференцировать животных и его можно использовать в качестве дополнительного критерия отбора. Целесообразность отбора животных с крепкой конституцией, оцененной по реакции на те или иные нагрузки, подтверждается определенной связью адаптационных способностей животных с продуктивностью. Так, в ряде отечественных и зарубежных исследований установлена положительная корреляция (r = +0,3-0,4) между потерями живой массы животных во время транспортировки и затратами кормов на единицу прироста живой массы. С другой стороны, животные, отличавшиеся высокими среднесуточными приростами, значительно меньше теряли живую массу во время перевозки на автотранспорте (r = —0,42-0,51).