Типы и конструкции плотин (часть 1)
10-11-2012, 01:13
Для задержания вод местного стока чаще строят земляные (из местных грунтов практически всех видов) плотины. Они пригодны для любых геологических и климатических условий, просты по конструкции, надежны и долговечны. Все работы по возведению таких плотин можно полностью механизировать.
Земляные плотины, как правило, выполняют глухими, то есть вода через их гребень не переливается. Они могут быть насыпными и намывными. Насыпные плотины возводят послойно отсыпкой сухих грунтов с последующим уплотнением. Для намывных плотин грунт разрабатывают, транспортируют и укладывают средствами механизации.
Для снижения фильтрации через земляные плотины применяют различные противофильтрационные устройства (экран, ядро, диафрагма).
По конструкции поперечного профиля земляные плотины могут быть однородными и неоднородными (рис. 3.6).
Размеры поперечного профиля плотины (рис. 3.7) зависят oт ее типа, высоты, характера грунтов основания, условий строительства и эксплуатации.
Гребень - самая высокая часть плотины. Ширину его определяют с учетом типа плотины, проезда транспорта и эксплуатационных требований. Если проезд по гребню не предусматривается, его ширина должна быть не менее 3 м; если по гребню будет проходить автомобильная дорога - 10-12 м.
Высоту плотины выбирают с таким расчетом, чтобы через Гребень не переливалась вода. Поэтому превышение гребня плотины над ФПУ определяют с учетом высоты наката волны на откос и ветрового нагона. Это превышение обычно составляет 1-1,5м.
В процессе эксплуатации возможна осадка плотины в результате уплотнения грунтов в се теле и основании. Поэтому строительную высоту плотины принимают больше проектной на значение предполагаемой усадки (обычно на 5-10 %).
Откосы плотины должны обеспечивать устойчивость сооружения и его основания при всех возможных условиях строительства и эксплуатации плотины. Заложение верхового откоса назначают для суглинков 1:2,5-1:3, супесей 1:3-1:3,5, песков 1:3,5-1,4; низового - соответственно 1:1,5-1:2, 1:2-1:2,5 и 1:2,5-1,3.
Качественные и недорогие редукторы червячные будут безотказно служить и работать, если соблюдать правила эксплуатации. Корпус изготавливается из высококачественного алюминия, а вот червячное редукторное колесо выполняется из сплава бронзы, которая по прочности не уступает стали.
Земляные плотины, как правило, выполняют глухими, то есть вода через их гребень не переливается. Они могут быть насыпными и намывными. Насыпные плотины возводят послойно отсыпкой сухих грунтов с последующим уплотнением. Для намывных плотин грунт разрабатывают, транспортируют и укладывают средствами механизации.
Для снижения фильтрации через земляные плотины применяют различные противофильтрационные устройства (экран, ядро, диафрагма).
По конструкции поперечного профиля земляные плотины могут быть однородными и неоднородными (рис. 3.6).
Размеры поперечного профиля плотины (рис. 3.7) зависят oт ее типа, высоты, характера грунтов основания, условий строительства и эксплуатации.
Гребень - самая высокая часть плотины. Ширину его определяют с учетом типа плотины, проезда транспорта и эксплуатационных требований. Если проезд по гребню не предусматривается, его ширина должна быть не менее 3 м; если по гребню будет проходить автомобильная дорога - 10-12 м.
Высоту плотины выбирают с таким расчетом, чтобы через Гребень не переливалась вода. Поэтому превышение гребня плотины над ФПУ определяют с учетом высоты наката волны на откос и ветрового нагона. Это превышение обычно составляет 1-1,5м.
В процессе эксплуатации возможна осадка плотины в результате уплотнения грунтов в се теле и основании. Поэтому строительную высоту плотины принимают больше проектной на значение предполагаемой усадки (обычно на 5-10 %).
Откосы плотины должны обеспечивать устойчивость сооружения и его основания при всех возможных условиях строительства и эксплуатации плотины. Заложение верхового откоса назначают для суглинков 1:2,5-1:3, супесей 1:3-1:3,5, песков 1:3,5-1,4; низового - соответственно 1:1,5-1:2, 1:2-1:2,5 и 1:2,5-1,3.
Качественные и недорогие редукторы червячные будут безотказно служить и работать, если соблюдать правила эксплуатации. Корпус изготавливается из высококачественного алюминия, а вот червячное редукторное колесо выполняется из сплава бронзы, которая по прочности не уступает стали.