Полевые опыты (часть 3)
1-10-2011, 10:26
Правильно поставленные полевые опыты, которые дают надежные теоретические и практические выводы для агрономической науки, должны отвечать следующим основным методическим требованиям: соблюдение принципа единственного различия или наличие сравнимости; типичность полевого опыта; точность результатов исследования; достоверность; документация.
Соблюдение принципа единственного различия, или тождества, всех условий, кроме изучаемого, является одним из признаков правильно поставленного опыта.
Однако полное соблюдение данного принципа и формальный подход к соблюдению требований могут привести к заведомо неправильным методам сравнения и выводам. Например, действие азотного и фосфорного удобрения на озимых культурах при соблюдении принципа единственного различия следует изучать в одинаковых условиях, т. е. при одном и том же сроке и способе внесения, но такой подход был бы формальным, так как агрономически более правильно каждое удобрение вносить в наиболее оптимальные для него сроки (фосфорные — в основное внесение и в рядки при посеве; азотные — весной в подкормку).
В многолетних, длительных опытах строгое соблюдение неизменности условий агротехники (сорт, приемы обработки, севооборот и т. д.), т. е. принципа единственного различия, приводит к затуханию действия изучаемого приема, поэтому необходимо регулярно (один раз в ротацию) вносить изменения в комплекс сопутствующих неизучаемых условий. Поэтому при соблюдении принципа единственного различия необходимо сохранить агрономический смысл работы, оптимальность ее условий. Этот принцип должен быть направлен на интенсификацию технологии сельскохозяйственного производства.
Таким образом, соблюдение принципа единственного различия при разработке схемы, программы и проведении опыта зависит от цели и задачи исследовании, степени изученности вопроса и конкретных условий, в которых проводится опыт.
Соблюдение принципа единственного различия, или тождества, всех условий, кроме изучаемого, является одним из признаков правильно поставленного опыта.
Однако полное соблюдение данного принципа и формальный подход к соблюдению требований могут привести к заведомо неправильным методам сравнения и выводам. Например, действие азотного и фосфорного удобрения на озимых культурах при соблюдении принципа единственного различия следует изучать в одинаковых условиях, т. е. при одном и том же сроке и способе внесения, но такой подход был бы формальным, так как агрономически более правильно каждое удобрение вносить в наиболее оптимальные для него сроки (фосфорные — в основное внесение и в рядки при посеве; азотные — весной в подкормку).
В многолетних, длительных опытах строгое соблюдение неизменности условий агротехники (сорт, приемы обработки, севооборот и т. д.), т. е. принципа единственного различия, приводит к затуханию действия изучаемого приема, поэтому необходимо регулярно (один раз в ротацию) вносить изменения в комплекс сопутствующих неизучаемых условий. Поэтому при соблюдении принципа единственного различия необходимо сохранить агрономический смысл работы, оптимальность ее условий. Этот принцип должен быть направлен на интенсификацию технологии сельскохозяйственного производства.
Таким образом, соблюдение принципа единственного различия при разработке схемы, программы и проведении опыта зависит от цели и задачи исследовании, степени изученности вопроса и конкретных условий, в которых проводится опыт.