Штрих код является методикой, позволяющей автоматически идентифицировать продукцию. Он состоит из чередующихся полосок чёрного и белого цвета, которые позволяют считывать данные техничными устройствами.
Известно несколько типов штриховых кодов:
• Линейные штрих коды – они читаются в одном направлении (горизонтально). Используются с целью кодирования ограниченного объём данных (до тридцати символов).
• Двухмерные штриховые коды позволяют закодировать значительный объём сведений. Расшифровывается подобный код в нескольких измерениях (горизонтально и вертикально).
Если мы говорим о самых популярных линейных кодах, то нужно выделить EAN, считающийся европейским стандартом штрих кода, универсальным для всех государств. Он предназначается для кодирования идентификатора продукции и изготовителя.
Штрих код EAN-13 нашёл широчайшее применение в торговой отрасли. Его изображает изготовитель на упаковке продукции и в ходе считывания особым устройством – сканером, закодированный номер передаётся в кассу либо в компьютер. При этом в чеке зафиксировано полное наименование и стоимость продукции. Это позволяет существенно уменьшить период обслуживания клиентов возле касс, а также осуществлять учёт реализованной продукции.
Если все кассовые аппараты подключены к одному контролирующему компьютеру, то в любую минуту можно осуществлять учёт объёмов реализации того или иного продукта складских остатков, контролировать спрос, а также вовремя делать заказы, дабы пополнять товар на полках.
Штриховый код на продукции в магазине выступает в качестве эквивалента названия и стоимости покупки. Если два продукта различаются по своей стоимости, то и штрих коды должны быть разными.
Для того, чтобы на самом высоком уровне контролировать и исследовать спрос, важно, чтобы продукция с различными потребительскими характеристиками, вроде оттенка, конкретного образца, типа и массы, но с аналогичным наименованием и стоимостью, обладала разными штрих кодами.
Методика автоматической идентификации активно применяется в логистике на производствах и складах.