Дорога и лесополосы на орошаемых землях
11-11-2012, 00:59
Дороги на орошаемых землях подразделяют на межхозяйственные, внутрихозяйственные, полевые и эксплуатационные.
Межхозяйственные дороги служат для связи хозяйств между собой и райцентром, железнодорожными станциями и др.
Внутрихозяйственные дороги служат для соединения центра хозяйства с фермами, бригадами, станами либо связывают указанные объекты между собой.
Полевые дороги обеспечивают подъезд к каждому полю севооборота и к ближайшим межхозяйственным дорогам.
Эксплуатационные дороги предназначены для обслуживания, содержания и ремонта каналов и сооружений на мелиоративной сети.
Дороги проектируют вдоль постоянных каналов, распределительных и полевых трубопроводов, а также вдоль поливных участков по верхней или нижней их стороне (рис. 5.8).
В первом случае дорога располагается в верхней части поля, без кювета с низовой стороны. Водовыпуски во временные оросители проектируют с переездами. Для подъезда на каждый поливной участок, а также к дорогам вдоль временных оросителей (при поливе дождевальными машинами типа ДДН и ДДА) предусматривают переезды через водосборный канал.
Ширина земляного полотна хозяйственных дорог - 6,5 м, полевых и эксплуатационных - 5,0 м; кюветы имеют трапецеидальное и треугольное сечение. В местах пересечения дорог с распределительными и магистральными каналами строят мосты или трубчатые переезды, ширина проезжей части которых 5 м.
Лесополосы проектируют для снижения скорости ветра, испарения с поверхности полей воды, ослабления действия суховеев, уменьшения зарастания каналов. Их создают из высокорастущих пород деревьев с высоким подлеском продуваемой конструкции. Располагают вдоль оросительных водосборно-сбросных и дренажных каналов, постоянных дорог, по границам водоемов, полей севооборота.
Расстояние между основными лесополосами принимают с учетом дальности действия полос (равным 20-30-кратной высоте деревьев), требований механизации полива и обработки почвы. Это расстояние - 500-900 м.
При работе дождевальных машин «Фрегат» и «Днепр» на нескольких позициях (или полях) в лесополосах предусматривают проезды шириной 4,5 м для "Фрегата» и 30 м - для "Днепра".
Лесные полосы вдоль каналов сажают, как правило, двух-, реже четырехрядными. Вдоль водохранилищ, по границам степных орошаемых участков устраивают 7-10-рядные лесные полосы. Расстояние между деревьями в ряду 0,7-1 м, а между рядами -2,5-3 м.
Для степных и лесостепных районов рекомендуются следующие породы деревьев и кустарников: тополь пирамидальный, дуб, акация белая, береза, вяз обыкновенный и узколистный, ильм, клен, лиственница, липа мелколистная, шелковица белая, яблоня, бересклет, лох, желтая акация, ирга, лещина, жимолость, боярышник, гледичия.
Межхозяйственные дороги служат для связи хозяйств между собой и райцентром, железнодорожными станциями и др.
Внутрихозяйственные дороги служат для соединения центра хозяйства с фермами, бригадами, станами либо связывают указанные объекты между собой.
Полевые дороги обеспечивают подъезд к каждому полю севооборота и к ближайшим межхозяйственным дорогам.
Эксплуатационные дороги предназначены для обслуживания, содержания и ремонта каналов и сооружений на мелиоративной сети.
Дороги проектируют вдоль постоянных каналов, распределительных и полевых трубопроводов, а также вдоль поливных участков по верхней или нижней их стороне (рис. 5.8).
В первом случае дорога располагается в верхней части поля, без кювета с низовой стороны. Водовыпуски во временные оросители проектируют с переездами. Для подъезда на каждый поливной участок, а также к дорогам вдоль временных оросителей (при поливе дождевальными машинами типа ДДН и ДДА) предусматривают переезды через водосборный канал.
Ширина земляного полотна хозяйственных дорог - 6,5 м, полевых и эксплуатационных - 5,0 м; кюветы имеют трапецеидальное и треугольное сечение. В местах пересечения дорог с распределительными и магистральными каналами строят мосты или трубчатые переезды, ширина проезжей части которых 5 м.
Лесополосы проектируют для снижения скорости ветра, испарения с поверхности полей воды, ослабления действия суховеев, уменьшения зарастания каналов. Их создают из высокорастущих пород деревьев с высоким подлеском продуваемой конструкции. Располагают вдоль оросительных водосборно-сбросных и дренажных каналов, постоянных дорог, по границам водоемов, полей севооборота.
Расстояние между основными лесополосами принимают с учетом дальности действия полос (равным 20-30-кратной высоте деревьев), требований механизации полива и обработки почвы. Это расстояние - 500-900 м.
При работе дождевальных машин «Фрегат» и «Днепр» на нескольких позициях (или полях) в лесополосах предусматривают проезды шириной 4,5 м для "Фрегата» и 30 м - для "Днепра".
Лесные полосы вдоль каналов сажают, как правило, двух-, реже четырехрядными. Вдоль водохранилищ, по границам степных орошаемых участков устраивают 7-10-рядные лесные полосы. Расстояние между деревьями в ряду 0,7-1 м, а между рядами -2,5-3 м.
Для степных и лесостепных районов рекомендуются следующие породы деревьев и кустарников: тополь пирамидальный, дуб, акация белая, береза, вяз обыкновенный и узколистный, ильм, клен, лиственница, липа мелколистная, шелковица белая, яблоня, бересклет, лох, желтая акация, ирга, лещина, жимолость, боярышник, гледичия.