Хранение зерна при капиталистическом строе (часть 3)
20-12-2011, 15:30
Массовая порча зерна, его истребление вредителями были обычным явлением. Не было и общепринятой классификации зерна по качеству. Засоренность первоклассного по хлебопекарным достоинствам русского зерна была чрезвычайно велика и в отдельных партиях достигала 30 %.
В последние два десятилетия XIX в. в связи с бурным развитием капитализма в России заметно усилилось строительство зернохранилищ. В 1879 г. недалеко от Риги было построено механизированное зернохранилище на 120 000 пудов, а в 1887 г. на мельнице Башкировых в Нижнем Новгороде — на 360 000 пудов. Первый элеватор общественного пользования (на 400 000 пудов), построенный на средства местного земства, был открыт в Ельце в 1888 г. Значительный рост элеваторного хозяйства наблюдался в 90-е годы в период промышленного подъема и интенсивного строительства железных дорог. Этому способствовал рост внутренней торговли хлебом и особенно экспорт хлеба. Основную массу элеваторов в этот период строили железные дороги. Новый толчок для строительства усовершенствованных зернохранилищ и элеваторов в России дала аграрная реформа Столыпина. К 1910 г. в России на железных дорогах уже насчитывалось 75 элеваторов на 27 млн. пудов. Элеваторы стали строить также биржевые и сельскохозяйственные общества, которые понимали необходимость подготовки больших партий зерна высокого качества для экспорта. Это совпадало с интересами государственной казны, так как свыше 50 % внешних поступлений валюты Россия получала от хлебного экспорта. Исходя из этого, с 1911 г. строительство элеваторов и руководство их работой было поручено государственному банку. Созданный при государственном банке отдел зернохранилищ не только занимался сооружением элеваторов и их эксплуатацией, но и разрабатывал мероприятия по повышению качества зерна, правила обращения с ним, товарную классификацию. Однако первая мировая война прервала эту работу.
До Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) в России имелось всего около 150 элеваторов и механизированных складов, 800 немеханизированных хранилищ общественного пользования и свыше 4000 частновладельческих складов.
В последние два десятилетия XIX в. в связи с бурным развитием капитализма в России заметно усилилось строительство зернохранилищ. В 1879 г. недалеко от Риги было построено механизированное зернохранилище на 120 000 пудов, а в 1887 г. на мельнице Башкировых в Нижнем Новгороде — на 360 000 пудов. Первый элеватор общественного пользования (на 400 000 пудов), построенный на средства местного земства, был открыт в Ельце в 1888 г. Значительный рост элеваторного хозяйства наблюдался в 90-е годы в период промышленного подъема и интенсивного строительства железных дорог. Этому способствовал рост внутренней торговли хлебом и особенно экспорт хлеба. Основную массу элеваторов в этот период строили железные дороги. Новый толчок для строительства усовершенствованных зернохранилищ и элеваторов в России дала аграрная реформа Столыпина. К 1910 г. в России на железных дорогах уже насчитывалось 75 элеваторов на 27 млн. пудов. Элеваторы стали строить также биржевые и сельскохозяйственные общества, которые понимали необходимость подготовки больших партий зерна высокого качества для экспорта. Это совпадало с интересами государственной казны, так как свыше 50 % внешних поступлений валюты Россия получала от хлебного экспорта. Исходя из этого, с 1911 г. строительство элеваторов и руководство их работой было поручено государственному банку. Созданный при государственном банке отдел зернохранилищ не только занимался сооружением элеваторов и их эксплуатацией, но и разрабатывал мероприятия по повышению качества зерна, правила обращения с ним, товарную классификацию. Однако первая мировая война прервала эту работу.
До Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) в России имелось всего около 150 элеваторов и механизированных складов, 800 немеханизированных хранилищ общественного пользования и свыше 4000 частновладельческих складов.