Хранение зерна при первобытно-общинном строе (часть 4)
20-12-2011, 14:28
Представление о древнейших зернохранилищах под открытым небом (т. е. не в земле или жилищах) дает изображение на оттиске протоэламской печати из Суз (древний Элам), относящейся к концу IV тысячелетия до н. э. Хранилища, по-видимому, глинобитные имели цилиндрическую форму с куполообразными крышами и отверстием в верхней части для засыпки зерна, устраивали их на подмостках, чтобы защитить зерно от насекомых и других вредителей. Для этого же у основания подмостков насыпали толстый слой соли.
В Древнем Египте были распространены и более крупные хранилища. В специальных крытых помещениях устанавливали значительные по размерам конусообразные емкости с люками для загрузки и выгрузки зерна, в которых зерно хранили в герметических условиях. Благодаря этому зерно хранилось в течение многих лет без существенного изменения качества.
Дошедшие до наших дней труды ученых и поэтов Древней Греции (например, «Одиссея» Гомера) и Древнего Рима также дают много сведений о способах хранения зерна. Так, в трактате Катона «О земледелии» (II в. до н. э.) в числе многих практических советов дается указание относительно устройства зернохранилищ и защиты зерна от вредителей: «Как сделать, чтобы хлебный червяк не вредил хлебу и мыши его не трогали? Смешай глину с оливковым отстоем, подбавь немного мякины, дай глине хорошо размокнуть и хорошенько все выжми. Густо смажь этой глиной весь хлебный амбар. Потом обрызгай оливковым отстоем все, что ты смазал. Когда просохнет, ссыпай хлеб уже остывшим; хлебный червь не повредит его». Под хлебным червем Катон, видимо, подразумевал гусениц амбарной моли и личинок других насекомых. Практические советы о способах хранения зерна дают и другие римские авторы — Варрон (I в. до н. э.), Колумелла (трактат «О сельском хозяйстве» — I в. н. э.) и особенно крупнейший ученый Древнего Рима Плиний Старший — автор «Естественной истории» (Naturalis Historia) в 37 книгах (I в. н. э.).
Таким образом, запасы зерна при первобытно-общинном строе хранили в специально вырытых в земле ямах или в сосудах и корзинах, закопанных в землю. При рабовладельческом строе наряду с этим способом зерно хранили в сосудах (пифосах, амфорах и т. п.), размещаемых в жилищах или в специальных хранилищах, построенных из глины, камня или дерева.
В Древнем Египте были распространены и более крупные хранилища. В специальных крытых помещениях устанавливали значительные по размерам конусообразные емкости с люками для загрузки и выгрузки зерна, в которых зерно хранили в герметических условиях. Благодаря этому зерно хранилось в течение многих лет без существенного изменения качества.
Дошедшие до наших дней труды ученых и поэтов Древней Греции (например, «Одиссея» Гомера) и Древнего Рима также дают много сведений о способах хранения зерна. Так, в трактате Катона «О земледелии» (II в. до н. э.) в числе многих практических советов дается указание относительно устройства зернохранилищ и защиты зерна от вредителей: «Как сделать, чтобы хлебный червяк не вредил хлебу и мыши его не трогали? Смешай глину с оливковым отстоем, подбавь немного мякины, дай глине хорошо размокнуть и хорошенько все выжми. Густо смажь этой глиной весь хлебный амбар. Потом обрызгай оливковым отстоем все, что ты смазал. Когда просохнет, ссыпай хлеб уже остывшим; хлебный червь не повредит его». Под хлебным червем Катон, видимо, подразумевал гусениц амбарной моли и личинок других насекомых. Практические советы о способах хранения зерна дают и другие римские авторы — Варрон (I в. до н. э.), Колумелла (трактат «О сельском хозяйстве» — I в. н. э.) и особенно крупнейший ученый Древнего Рима Плиний Старший — автор «Естественной истории» (Naturalis Historia) в 37 книгах (I в. н. э.).
Таким образом, запасы зерна при первобытно-общинном строе хранили в специально вырытых в земле ямах или в сосудах и корзинах, закопанных в землю. При рабовладельческом строе наряду с этим способом зерно хранили в сосудах (пифосах, амфорах и т. п.), размещаемых в жилищах или в специальных хранилищах, построенных из глины, камня или дерева.