Подшипник упорный шариковый – деталь, используемая в механизмах и агрегатах, где преобладают осевые нагрузки. Эти изделия характеризуются ограниченной частотой вращения, поэтому их установка и применение не допускаются в узлах, оборудованных горизонтальными валами. Увеличение частоты вращения во время функционирования приведёт к быстрому износу и разрушению.
Особенности конструкции и работы
В конструкцию упорного шарикоподшипника входят компоненты:
• наружное кольцо;
• внутреннее кольцо;
• элемент качения (шарик).
Последние в таких устройствах располагаются в специальных беговых канавках, установленных на внутренних поверхностях наружных колец. Чтобы обеспечить корректную работу, шарики монтируются в сепараторы.
При функционировании трение в подшипниках невысокое, что связано с наличием точечного контакта между телом качения и рабочей поверхностью. Это позволяет устройству развивать большую скорость. Если подшипник относится к категории четырёхконтактных изделий, то его работа возможна при высоких радиальных нагрузках и осевых усилиях, независимо от направления.
Сам сепаратор подшипника в зависимости от производителя и типа имеет открытую или закрытую конструкцию. В открытых деталях шарики располагаются в сепараторных компонентах, в которых не предусмотрены посадочные места для деталей качения. Не допускается применение такого типа в механизмах и агрегатах, функционирующих в условиях высоких скоростей вращения.
Это ограничение связано с тем, что перемычки не приспособлены для работы в условиях повышенных нагрузок. Тела качения могут собраться в кучу с одной стороны, и деталь заклинит. Это приведёт к необходимости замены изделия и возможному выходу из строя самой техники, где оно используется.
Где используются
Шарикоподшипники нашли применение в узлах и механизмах:
• металлургической отрасли;
• судостроения;
• машиностроения;
• предприятий, связанных с деревообработкой;
• оборудования строительных фирм;
• заводов, занимающихся выпуском сельскохозяйственной и спецтехники.
Кроме того, упорные устройства применяются в автомобильных редукторах и при изготовлении медицинского оборудования. Шарикоподшипники широко используются в поворотных узлах и домкратах.
Обслуживание и смазка
Чтобы не допустить быстрого выхода из строя, изделие должно периодически обрабатываться смазочным материалом, который обеспечивает следующие преимущества:
1. Снижение уровня трения и износа. Кольца деталей, рабочие и сепараторные компоненты защищаются от прямого контакта стали с масляной плёнкой, снижающей трение и уровень выделения тепла в месте контакта.
2. Увеличение ресурса эксплуатации. Срок использования определяется не только частотой обработки, но и вязкостью, а также густотой смазывающего материала.
3. Охлаждение, обеспечивающее отводом тепла из подшипника. Поскольку качество масла может ухудшаться во время работы в условиях повышенных температур, важно сохранять устройство в охлаждённом виде.
Правильно подобранное смазочное вещество позволит не допустить попадания грязи и других инородных тел в конструкцию. Их наличие внутри устройства приведёт к заклиниванию. Также смазка обеспечивает защиту изделия от коррозии.