Введение (часть 1)

9-12-2011, 11:04

В связи с развалом экономики, науки, образования в годы проводимых в России реформ сложилась крайне неблагоприятная ситуация с выпуском сельскохозяйственной, и в первую очередь учебной, литературы. Катастрофическая нехватка и моральное старение многих учебников, в том числе и по свиноводству, значительно осложняют ведение учебного процесса в высшей школе на должном уровне. Выпущенные в 50—60-х годах прекрасные учебники А. П. Редькина и Б. П. Волкопялова во многом уже устарели и, естественно, не отражают современные достижения науки и передового опыта, а вышедший 10 лет назад и выполненный на высоком уровне учебник В. И. Степанова и Н. В. Михайлова чрезмерно перегружен описанием технологии производства свинины в крупных свиноводческих предприятиях, представляющим, по моему мнению, интерес в качестве специального учебного пособия для послевузовского образования специалистов и руководителей сельскохозяйственных предприятий.
В то же время многие вопросы свиноводства и особенно научные знания по биологии свиней, столь необходимые для дальнейшей интенсификации производства свинины, не находят достойного отражения. Поэтому я взял на себя труд подготовить новый учебник для студентов зооинженерных факультетов высших сельскохозяйственных учебных заведений, обобщив ценные сведения, накопленные нашими предшественниками, и обогатив их доступными мне новыми знаниями последних лет.
В целях повышения образовательного уровня студентов, углубления знаний о процессах и явлениях, протекающих в организме свиней и изменяющихся при взаимодействии их с окружающей средой, в предлагаемом учебнике в отличие от предыдущих больше внимания уделяется теоретическим проблемам свиноводства, научному обоснованию техники ведения отрасли и технологий производства продукции. В процессе обучения находит свое достойное место универсальный принцип: чтобы научить, необходимо просветить, почему следует поступать так, а не иначе. Таким образом, для улучшения усвояемости материала усиливается внимание к средствам разъяснения приемов и методов работы, подкрепления их результатами экспериментальных исследований и достижениями передового опыта. Лучшему восприятию и закреплению получаемых знаний служат примеры из практики свиноводства, научные данные, расчеты коэффициентов инбридинга, селекционного дифференциала, эффекта селекции и другие атрибуты познания.