Оценка селекционных материалов по качеству продукции (часть 2)

1-12-2011, 18:29

Белок ячменя по составу аминокислот вполне полноценный, но и у этой культуры очень важной задачей считается создание новых сортов, содержание лизина в которых примерно на 1 % превышало бы количество его в существующих сортах. По содержанию лизина в белке сорта ячменя оценивают в баллах и процентах:
1 — очень низкое (1,75 %);
3 — низкое (1,76—2,25 %);
5 — среднее (2,26—3,50 %);
7 — высокое (3,51—4 %);
9 — очень высокое (более 4 %).
Для определения количества белка в семенах зерновых и зерновых бобовых культур на всех этапах селекционного процесса можно использовать прибор «Прометр». При работе на нем требуется навеска 1 г. Процент белка определяют по расходу специального красителя с помощью расчетных таблиц (чем выше содержание белка, тем больше требуется красителя для связи с его молекулами). На проведение одного анализа в двух повторениях на приборе «Прометр» затрачивается всего 10 мин. При определении содержания белка по Кьельдалю полученное содержание азота для пересчета на белок умножают на соответствующий коэффициент (5,7 — для зерна пшеницы, ржи и ячменя и 6,25 — кукурузы и зерновых бобовых).
При подборе пар и анализе гибридного потомства у пшеницы на содержание каротина в зерне используют фотоэлектрокалориметры.
Во ВСГИ и ВИР разработаны принципиально новые методы оценки исходного материала и подбора родительских форм в селекции зерновых культур на качество с использованием генетических маркеров. У пшеницы такими маркерами служат глиадин и некоторые ферменты. Применяя электрофорез, удается разделить глиадин на ряд специфических индивидуальных белков. Электрофоретические спектры глиадина генетически детерминированы, специфичны для любых сортов и форм и отражают основные элементы качества их зерна, онтогенетически обусловлены и не меняются под влиянием условий выращивания. Разработана методика электрофореза, позволяющая проводить массовые анализы. Электрофореграммы глиадина можно получать, используя лишь половину зерновки, оставляя вторую ее часть с зародышем для посева. При этом создается возможность вести генетический анализ исходных популяций на качество зерна, начиная с F2.